Шестеренный насос предназначен для перекачивания жидкости, которое совершается впадинами шестерен 4 и 5, помещенных в корпусе 1. Шестерня 5 является ведущей и вращается от двигателя через редуктор или муфту (на чертеже не показано). Шестерня 4 является ведомой и получает вращение от шестерни 5. Для предупреждения проворота втулок 7 они закреплены цилиндрическими штифтами 19. выход вала шестерни 5 из крышки 2 уплотнен кольцами 21, препятствующими просачиванию жидкости через зазор между валом шестерни 5 и втулкой 12. Перекачиваемая насосом жидкость поступает по трубе в левое отверстие корпуса 1 (см.разрез Г-Г). Под давлением вращающихся шестерен 4 и 5 через правое отверстие жидкость поступает в магистраль. При увеличении давления выше нормального шарик 10 сжимает пружину 11, тем самым открывает отверстие для выхода жидкости в обратном направлении.